Мобильное приложение «Aleumet»
30 августа 2023 года запущено приложение «Aleumet» для заказа товаров и услуг лицами с инвалидностью с полной синхронизацией с Порталом социальных услуг. На первом этапе в приложении доступен заказ технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения. В последующем до конца года планируется завершить полномасштабный ввод по заказу санаторно-курортного лечения, услуг специалиста жестового языка, услуг индивидуального помощника и специальных социальных услуг.
19 сентября мобильное приложение опубликовано на площадках PlayMarket и AppStore. На текущий момент количество скачиваний мобильного приложения составляет 4 572 (из них 2 944 Android, 1 628 IOS). А также, через мобильное приложение выдано 3 273 технических средств реабилитации и 60 услуг оказано на санаторно-курортное лечение.
Инватакси
Пилотный проект Инватакси был запущен 10 июля т.г. в городе Астане и 12 июля т.г. в городе Алматы. По состоянию на 11 декабря т.г. в пилоте по городу Астана участвуют 220 ЛСИ и оказано 15 760 услуг (заказов), по городу Алматы участвуют 409 ЛСИ и оказано 27 286 услуг (заказов).
С 8 декабря т.г. 1 из 3-х поставщиков города Алматы отключает доступ к Яндексу в связи с окончанием выделенных средств из бюджета, это коснется 355 ЛСИ из 409 ЛСИ, продолжат участие в пилоте 54 ЛСИ и по 2-м остальным поставщикам в Алмате средства закончатся приблизительно на 20 декабря т.г.
Ожидается от ДСУ внесение изменений в Социальный Кодекс для дальнейшего расширения пилотного проекта.
Также ведется работа со всеми акиматами в части расширения пилота в 2024 году.
Портал трудовых ресурсов «hr.enbek.kz»
В 2018 году была разработана Единая система учета трудовых договоров (далее - ЕСУТД), предназначенная для автоматизации учета трудовых отношений между работником и работодателем.
По Трудовому кодексу работодатели обязаны вносить в ЕСУТД информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях.
В 2022 году начал работу Портал трудовых ресурсов - HR.Enbek (далее - Портал), который синхронизирован с ЕСУТД и предоставляет возможность учета, хранения и заключения электронных трудовых договоров, автоматически формировать личное дело работника за счет интеграции с информационными системами государственных органов.
Сейчас на портале зарегистрировано 5,6 млн. действующих трудовых договоров. Это 414 тыс. работодателей и 5 млн. человек.
В сентябре т.г. на Портале запущен функционал по заключению электронного трудового договора (далее - ЭТД). На сегодняшний день 462 ЭТД подписаны (381 – с помощью ЭЦП, 69 – через мобильное приложение, 12 – с помощью QR) и зарегистрированы в ЕСУТД.
В мае 2023 года для работников запущено мобильное приложение HR Enbek, в нем доступен весь функционал, доступный для работника на портале. Количество скачиваний с Android – 8,37 тыс., IOS – 8,4 тыс.
Цифровая карта семьи
По поручению Главы государства разработана и с 1 января
2023 года запущена Цифровая карта семьи (далее – ЦКС).
ЦКС — это аналитическое решение, реализованное на информационно-аналитической системе информационно-коммуникационной платформы «электронного правительства», которое позволяет формировать и сегментировать списки семей (лиц) по уровню их социального благополучия.
С 1 сентября 2022 года в ЦКС уже предоставлена возможность получения услуг по 10 видам пособий и социальных выплат и
3 видов уведомлений (выплаты по рождению ребенка, по уходу за ребенком, по уходу за ребенком с инвалидностью, по безработице, по утере кормильца, пособия по инвалидности, многодетным семьям, награжденным Күміс алқа или Алтын алқа, АСП, уведомления по пенсионным выплатам, трудоустройству и уведомления кандасам).
C начала текущего года 804 тыс. гражданам направлено соответствующие SMS для получения согласия на оказание государственных услуг, из них проактивно назначено 318 тыс. гражданам, а также 148 тыс. граждан назначены из других источников.
Оптимизация и автоматизация государственных услуг
Согласно Реестру государственных услуг, в социально-трудовой сфере предусмотрены 50 видов государственных услуг, из них в электронном виде оказываются 48 услуг (портал «электронного правительства», мобильные приложения «eGov mobile» и БВУ, проактивно) из которых 29 проактивные, и 2 услуги (принято решение не переводить в электронный формат, так как по ним статистика небольшая) оказываются в бумажном виде.
В 2023 году Министерством на портале «электронного правительства» автоматизированы 2 скрытых услуг:
Также, на сегодня через мобильное приложение «eGov mobile» реализовано 35 государственных услуг и 6 цифровых документов.
В 2022 году еще 4 услуги социально-трудовой сферы реализованы через мобильные приложения БВУ (информация о поступлении и движении средств вкладчика единого накопительного пенсионного фонда, информация о состоянии и движении социальных отчислений участнику системы обязательного социального страхования, справка о регистрации в качестве безработного, информация, подтверждающая принадлежность заявителя (семьи) к получателям адресной социальной помощи).
Также, в текущем году количество оказываемых услуг Министерства через БВУ расширился на 3 услуги («Назначение пособия многодетной семье»; «Назначение социальной выплаты по случаю потери работы»; «Предоставление информации о пенсионных выплатах и пособиях»), что привело повышению доли оказанных услуг через мобильное приложение БВУ с 0,13% до 49,8%.
Помимо этого, 4 государственные услуги переведены в проактивный формат («Назначение пенсионных выплат по возрасту»; «Назначение государственной базовой пенсионной выплаты», «Выдача информации о поступлении и движении средств вкладчика единого накопительного пенсионного фонда»; «Выдача участнику системы обязательного социального страхования информации о состоянии и движении социальных отчислений»).
Одно из направлений оптимизации процессов оказания государственных услуг — это исключение человеческого фактора при принятии решений и сокращение сроков оказания услуг.
В рамках трансформации и реинжиниринга государственных услуг с начала года автоматизированы 4 государственные услуги при проактивном оказании («Назначение государственного пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени», «Назначение государственного социального пособия по инвалидности», «Назначение единовременной выплаты на погребение», «Назначение специального государственного пособия» (в части лицам с инвалидностью 1, 2, 3 групп), то есть пособия назначаются автоматически информационной системой без участия человека.
Если раньше при принятии решения о назначении пособий участвовали 7 человек и время занимало 8 рабочих дней, то на сегодняшний день данную работу выполняет информационная система в течение 1 рабочего дня.
Также еще по 10 пособиям и социальным выплатам упрощен порядок по оказанию в части рассмотрения заявления сотрудниками НАО «Государственная корпорация» Правительство для граждан», что позволило сократить срок оказания с 8 до 4 рабочих дней.
По итогам 11 месяцев 2023 года сокращение подписантов и исключение некоторых сотрудников из процесса оказания государственных услуг социально-трудовой сферы позволило сэкономить более 610,6 млн. тенге (без НДС).
По состоянию на 1 декабря 2023 года в социально-трудовой сфере всего оказано 23,9 млн. государственных услуг, из которых 21,2 млн. или 88,6 % от общего числа оказанных услуг оказано в электронном виде (в том числе 1,3 млн. оказанных проактивно), а также 2,7 млн. бумажно.