Контроль качества оказания услуг связи – это одно из направлений деятельности Комитета телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК.
В рамках данного направления министерством проводятся измерения параметров сетей сотовой связи на основе утвержденной Методики измерений технических параметров качества услуг связи и Показателей качества услуг связи.
Комитет телекоммуникаций проводит регулярные измерения качества сотовой связи на основе утвержденных планов-графиков в разрезе областных центров и крупных городов Республики Казахстан, включая республиканские и областные автодороги, а также организовывает внеплановые проверки качества связи на основании заявлений граждан.
Измерения и обработка технических параметров сетей мобильной связи проводятся специально оборудованными передвижными комплексами. Это автомобиль, оснащенный приборами для измерения беспроводного канала связи. Надо сказать, что передвижной комплекс также оснащен и портативным оборудованием, чтобы специалисты комплекса могли произвести замеры в труднодоступных объектах (крыши домов, узкие улицы и т.п.). Комплексы находятся в ведении РГП «Государственная радиочастотная служба».
По результатам замеров проводится анализ данных на соответствие установленным нормам. В случае несоответствия, операторам сотовой связи направляются рекомендации по оптимизации своих сетей и/или выносятся административные штрафы в рамках КоАП в размере до 100 МРП.
В случае обнаружения низкого качества связи граждане могут направить официальное обращение в территориальные подразделения Комитета телекоммуникаций МЦРИАП, либо непосредственно в Комитет телекоммуникаций или на Блог министра Б. Мусина через портал электронного правительства.
В 2017 году качество связи было измерено на международных и национальных автодорогах, включая:
В результате замеров были выявлены отклонения от норм, после чего с целью улучшения показателей направлено 4 рекомендательных письма операторам связи.
В 2018 году в населенных пунктах, где проживает более 50 тысяч человек, было проверено качество услуг сотовой связи стандарта 4G, а также во всех районных центрах Казахстана на предмет выполнения лицензионных обязательств. Итого направлено 9 рекомендательных писем.
В 2019 году детально было измерено качество предоставления услуг мобильной связи в гг. Алматы, Капчагай, Каскелен, Талгар, Есик Алматинской области, Караганда, Костанай, Экибастуз, Курчатов, Сарыагаш, Туркестан, Арысь, Жетысай, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Риддер, Талдыкорган и Тараз.
В курортных зонах Зерендинского района Акмолинской области (п. Зеренды) и Баянаульской курортной зоны Баянаульского района Павлодарской области проведены инструментальные замеры на предмет наличия покрытия сотовой связью. В Щучинско-Боровской курортной зоне такие работы проводятся постоянно.
Всего за 2019 год операторам связи было направлено 14 рекомендательных писем.
Также по обращениям абонентов о неудовлетворительном качестве сотовой связи по стране проводятся измерения качества услуг. За 2019 год поступило порядка 50 обращений. Из них по 16 фактам зафиксированы нарушения, операторы оштрафованы.
В Казахстане рынок телекоммуникационных услуг находится в конкурентной среде. По Закону «О связи» операторы связи самостоятельно планируют и осуществляют развитие своих сетей, и министерство не может вмешиваться в данную деятельность.
Как правило, за подключением услуги интернет абонент может обратиться к любому из операторов связи, которые оказывают услуги по вашему адресу, имея на это техническую возможность.
Говоря о техвозможностях, важно отметить, что в настоящее время Министерством реализуется проект по обеспечению широкополосным доступом к сети Интернет сел Казахстана через государственно-частное партнерство. То есть, операторы связи прокладывают 20 тысяч километров волоконно-оптических линий связи по всей стране за свой счет, обеспечивая себе гарантированный закуп услуг связи в будущем. Список населенных пунктов, где будет проводиться эта работа, согласовывается с местными акиматами.
Сотовые операторы регистрируют IMEI-коды бесплатно. Чтобы узнать, как пройти регистрацию, Вы можете позвонить в call-центр своего оператора, либо найти эту информацию на сайте компании:
Kcell – https://www.kcell.kz/ru/product/3362/261
Activ – https://activ.kz/ru/product/3662/1824
Beeline – https://new.beeline.kz/ru/imei-page
Tele2 – https://old2018.tele2.kz/private/support/faq/registraciya-abonentskih-ustroystv-po-imei
Altel – https://www.altel.kz/services
Если телефон имеет две SIM-карты, то зарегистрировать нужно оба слота. Если вы поменяете SIM-карты местами, то после включения телефона система это увидит автоматически. Если система не хочет принимать Ваш ИИН, значит этот телефон зарегистрирован на другого человека и нужно обратиться в офис сотового оператора.
Регистрация защищает вас, когда вы продаете свой телефон. При продаже Вы можете снять телефон с регистрации, обратившись к оператору сотовой связи, через набор комбинаций или на сайте оператора.